« Апрель 2024 » | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
Злобы, как огня, бойся!
|
Любы долготерпит, милосердствует.
1 Кор. 13,4.
|
Святой праведный Иоанн Кронштадтский |
Злобы, как огня, бойся; ни из-за какого
благовидного предлога, тем более из-за чего-либо тебе неприятного, не допускай
до сердца: злоба всегда злоба, всегда исчадие диавольское. Злоба приходит
иногда в сердце под предлогом ревности о славе Божией или о благе ближних; не
верь и ревности своей в этом случае: она ложь или ревность не по разуму;
поревнуй о том, чтобы в тебе не было злобы. Бог ничем так не прославляется, как
любовию вся терпящею, и ничем так не бесчествуется и не оскорбляется,
как злобою, какою бы она ни прикрывалась благовидностью. Под маскою попечения о
нищих, Иуда, скрывая злобу свою на Господа своего, предал Его за 30
сребреников. Помни, что враг неусыпно ищет твоей погибели и нападает на тебя
тогда, когда ты менее всего ожидаешь его. Злоба его бесконечна. Не связывайся
самолюбием и сластолюбием, да не удобно они пленят тебя.
Когда в сердце твоем возгорится злоба против
кого-либо, тогда поверь всем сердцем, что она - дело действующего в сердце
диавола: возненавидь его и его порождение, и она оставит тебя. (Не признавай ее
за что-то собственное, не сочувствуй ей) . Испытано. Та беда, что диавол
прикрывается нами самими, скрывает свою голову и свой хвост, притаивается, а мы
слепые и думаем, что это все делаем только мы сами, стоим за дело диавольское,
как за что-то свое, как за что-то справедливое, хотя всякая мысль о какой-нибудь
справедливости своей страсти чисто ложна, богопротивна, пагубна. Тем же
руководствуйся и относительно других; когда видишь, что кто-либо злобится на
тебя, не считай его злобы прямым делом; нет, он только страдательное орудие
всезлобного врага, не познал еще совершенно его лести и обманывается от него.
Молись, чтобы враг оставил его и чтобы Господь просветил его сердечные очи,
помраченные тлетворным дыханием духа злобы. Надо сердечно молиться Богу о всех
людях, подверженных страстям: в них действует враг.
Ты озлобляешься на ближнего, презираешь его,
говорить с ним мирно и любовно не хочешь за то, что он имеет нечто грубое,
отрывистое, небрежное, неприятное тебе в своем характере, в своей речи, в своих
манерах, - за то, что он сознает свое достоинство, быть может и больше
надлежащего, или что он несколько горд и непочтителен; но ты виновнее его, врач
и учитель ближнего: врачу, исцелися сам (Лк. 4, 23); учитель, научись
сам. Злоба твоя есть горшее зло всякого зла; злобою разве можно исправлять зло?
Имея бревно, разве можно вынимать у другого спицу? Зло, недостатки исправляют
добром, любовию, ласкою, кротостию, смирением, терпением. Признавай себя первым
из грешников, которые тебе кажутся грешниками, или на самом деле грешники;
считай себя хуже и ниже всех; исторгни всякую гордость и злобу на ближнего,
нетерпение и ярость, и тогда врачуй других. А то покрывай снисходительною
любовию грехи других. Аще беззакония все назриши в ближнем, что будет? Вечная
вражда и нестроение, ибо кто без греха? За то и повелено нам оставлять долги
должникам нашим, ибо если наши беззакония назрит Господь, кто из нас постоит
(Пс. 129, 3) пред правдою Его? Аще бо отпущаете человеком согрешения их,
отпустит и вам Отец ваш небесный (Мф. 6, 14). На трапезе любви бываем у
Самой воплощенной Любви, а любви не имеем друг к другу. Странное дело! и заботы
о сем нет. А сама любовь, без нашего усердия и страдания и деятельности, не
придет.
Никакого основания не имеет христианин в сердце
иметь какую-либо злобу на кого-либо; злоба, как злоба, есть дело диавола;
христианин должен иметь в сердце только любовь; а так как любовь не мыслит зла,
то не должно мыслить касательно других никакого зла, например: я не должен
думать о другом без явной причины, что он зол, горд и прочее, или если я прощу
обиду, то снова изобидит меня, посмеется надо мною. Надобно, чтобы зло не
гнездилось в нас ни под каким видом; а злоба обыкновенно слишком многовидна.
Не поддавайся мрачным, злобным на ближнего
расположениям сердца, но овладевай ими и искореняй их силою веры, при свете
здравого разума - и будешь благодушен. Аз незлобою моею ходих (Пс. 25,
1). Такие расположения часто проявляются в глубине сердца. Кто не научился
овладевать ими, тот будет часто мрачен, задумчив, тяжел себе и другим. Когда
они приходят, принуждай себя к душевному расположению, веселости, невинным
шуткам: и как дым, они рассеются. - Опыт.
Даждь мне, Господи, любити всякого ближнего
моего, как себя, всегда, и ни из-за чего на него не озлобляться и не работать
диаволу. Даждь мне распять мое самолюбие, гордость, любостяжание, маловерие и
прочия страсти. Да будет нам имя: взаимная любовь; да веруем и уповаем, что для
всех нас все Господь; да не печемся, не беспокоимся ни о чем; да будешь Ты,
Боже наш, единым Богом сердца нашего, и кроме Тебя ничто. Да будем мы между
собою в единении любви, якоже подобает, и все разделяющее нас друг от друга и
от любви отлучающее да будет у нас в презрении, как прах, попираемый ногами.
Буди! буди!
Если Бог даровал Самого себя нам,
если Он в нас пребывает и мы в Нем, по неложному слову Его, то чего Он не даст
мне, чего пощадит, чего лишит, в чем покинет? Господь пасет мя, и ничтоже мя
лишит (Пс. 22. 1). С Ним како не вся нам дарствует (Рим. 8, 32).
Итак будь премного покойна, душа моя, и ничего не знай кроме любви. Сия
заповедую вам, да любите друг друга (Ин. 15, 17).
Источник: св. прав. Иоанн Кронштадский: Мысли христианина о покаянии и причащении.