« Апрель 2024 » | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
Немного о христианских добродетелях.
Я
хочу вести духовную жизнь, но, бывает, падаю. Мне уже стыдно идти в храм на
исповедь.
Я
очень люблю один совет свт. Тихона Задонского. Святитель говорит: помни, что к
Царству Небесному идут не от победы к победе, а от поражения к поражению, но
доходят только те, кто не садятся в отчаянии на обочине, но встают и идут
дальше. Идут и плачут по дороге о грехах.
Путь к
святости – это не что-то данное. Когда мы читаем про созерцания каких-нибудь
мистиков, не будем обманываться, что им все так легко далось. Это далось через
постоянную ежеминутную, часто мучительную борьбу с грехом. И бывают падения. Но
надо вставать, каяться и идти дальше. Древняя подвижница амма (греч. матушка)
Синклитикия говорила: «Кающихся ждут великие тяготы и жестокая борьба, но вслед
за ними несказанная радость. Кто хочет развести огонь, поначалу терпит
беспокойство от разъедающего дыма, но в конце концов получает то, что желал».
Что
такое аскеза?
Слово
«аскеза» переводится с греческого как «упражнение», «борьба»; это наша ответная
любовь ко Христу, наш свободный шаг, в котором мы отвергаемся от мирских
привязанностей, учимся не цепляться за этот мир с его бытом, комфортом, уютом,
удовольствиями…
К
аскезе относятся наши посты, коленопреклонения, стояния (например, на молитве в
храме или дома), отказ на некоторое время от супружеских отношений, отказ от
развлечений и увеселений и многое другое.
Аскетическая
практика – это первая ступень. Следующая ступень – предощущение Бога в людях,
существах и вещах. Святые видели мир иначе, он реально был для них поврежденной
иконой совершенного мироздания, поэтому святые так любили наслаждаться красотой
природы, так берегли природу. Мы помним Евангельскую заповедь-притчу о том, что
если тебя что-либо искушает, вырви свой глаз, оторви руку. К сожалению, чаще
всего мы встречаем неправильное преломление этой заповеди. Грешные люди
стараются, борясь с искушениями, поскорее исключить из своей жизни предмет
искушения, тогда как характерной чертой святости является умение преобразить
свою внутреннюю природу, уничтожить свои собственные страсти и нечистые
желания. Тогда и мир вокруг видится иным.
По
слову преп. Иоанна Лествичника, в преображенном человеке телесная красота
вызывает уже не вожделение, но хвалу Богу: «Мне рассказывали, что некто, увидев
женское тело необычайной красоты, принялся славить Создателя. Благодаря этому
зрелищу любовь его к Богу возросла до слез... Человек, ограничивающийся такими
чувствами в подобных обстоятельствах, уже воскрес ... прежде всеобщего
воскресения».
Жития
святых изобилуют примерами особой близости святых к природному миру: они
кормили из рук диких животных и проч. Изменяя свою, человеческую, природу,
святые изменяли и возвращали на путь добра и любви и природу животного и
растительного мира.
Но
высший этап Богообщения – это прямое личное единение с Богом. Это то, что
непостижимо обычным разумом, но о чем свидетельствуют и к чему призывают и
монахов, и мирян великие мистики Церкви.
Что
означают слова: «если тебя ударили по правой щеке, подставь левую» . Это что
значит – что мы должны в ответ на пощечину подставлять другую щеку?
Попробуйте
представить, что вы кого-то ударяете по правой щеке, даете пощечину. Если вы не
левша, ударить ладонью по правой щеке очень сложно. По правой щеке можно
ударить лишь тыльной стороной ладони. Этот удар и имеется в виду. Ударить
тыльной стороной ладони на Востоке означало (и теперь означает) страшно
оскорбить человека. Такого обидчика Талмуд обязывал выплатить обиженному 400
динариев. Христос имеет в виду следующее: христианин не должен ожесточаться на
обидчиков, воздавать злом за зло, как было принято у иудеев. Христианин
доброжелательно и мудро относится ко всем заблуждающимся и озлобленным. И такое
его отношение может переродить последних.
Как,
смиряясь, не впасть в самоуничижение?
Смирение
– одна из самых прекрасных христианских добродетелей.
Корень
русского слова «смирение» – «мир». Смиренный человек – это человек мирный,
человек, который принимает все, что с ним случается: и огорчения, которые нам
наносят люди, и денежные трудности, и неудачи, – спокойно, с кротостью и
спокойствием.
У нас
очень часто понимают смирение как самоуничижение. Думают, что заискивать перед
подлецом, перед начальником – это и есть смирение. Это, скорее, трусость.
Настоящее смирение проявляется в том, что мы выслушиваем критику и стараемся
стать лучше, но также готовы защищать правду, даже перед начальниками. Если нас
поносят, оскорбляют – мы не злимся в ответ, а кротко принимаем все оскорбления,
даже в сердце не допуская обиды.
Смирение
не имеет ничего общего с самоуничижением, когда нас хвалят, а мы говорим: «Да
нет, мы плохие, мы ничего доброго не сделали». Здесь смирением как раз будет
спокойно принять похвалу. Обратите внимание – спокойно, с миром. Мы должны
спокойно и ровно принимать и то, когда нас хвалят, и то, когда нас ругают.
Один
современный старец говорил, что «блаженны те, кто в своем смирении уподобились
смиренной земле». Поясню, что в европейских языках понятие «смирение»
происходит от латинского humus, «плодородная земля». «Земля, – говорил старец,
– как добрая мать питает людей и добрых, и злых. Все ее попирают, но она в
ответ дает нам все необходимое для жизни. Она принимает все, что мы бросаем в
нее. Мы можем вылить на нее помои, а она и их примет и переработает в полезные
вещества».
Так и
смиренный человек – это человек, который без ропота и недовольства принимает
все, что подает ему Господь: окружающих людей, жизненные ситуации, все
радостное и горестное. И изо всего этого смиренный человек выносит для себя
духовную пользу.
Вспомним
свт. Иоанна Златоуста. Прекрасный проповедник, администратор, подвижник. Его
всю жизнь гнали и преследовали. Но этот человек всегда говорил: «Слава Богу за
все!»
Из
всех унижений, сложных обстоятельств, несправедливых гонений он извлекал для
себя пользу. Златоуст мог бы роптать и сердиться на Бога и на людей, мог бы
сетовать, что то, что он задумал, не получается. Однако он смиренно верил, что
все, что Богу угодно, будет исполнено, а его душа в этих трудностях только
укрепится и возрастет.
Какое
дурное, греховное качество противостоит в нас смирению?
Это
гордость. Гордость, как кривое зеркало, искажает наш взгляд на себя. Мы себе
кажемся лучше, умнее, оригинальнее, в конце концов, интереснее, чем мы есть на
самом деле. Такой человек слышит только себя, навязывает свой взгляд на мир, на
жизнь и другим людям.
Происходит
самообман. Что мы из себя представляем?.. Ну, так, на самом деле, если
сравнивать нас не с какими-нибудь подлецами и негодяями, а с лучшими из людей?
Почему мы ориентируемся на худших? Давайте смотреть на лучших... И тут мы
должны себе признаться – мы на самом деле не очень хорошие люди. Где-то хитрые,
где-то ленивые, злые, нетерпеливые...
Смириться
– это все это осознать, научиться прислушиваться к другим – и изменяться.
Христианское
смирение – это не самоуничижение, не выдуманная елейная приниженность, а
трезвый взгляд на себя. И оценка… не в нашу пользу.
Один
древний подвижник на стене кельи записывал свои плохие поступки, и когда к нему
подкрадывалась мысль о том, какой он хороший, он смотрел на список своих дурных
дел и отрезвлялся.
Я
очень сержусь на молодых людей, которые неподобающим образом одеваются, когда
приходят в храм. Это чувство от Бога? Может быть, это «ревность по Богу»?
«Ревность
по Богу» – это когда мы не ленимся молиться, совершать добрые дела, трудимся
над исправлением своей души. А то, о чем говорите вы, – просто неисцеленное дурное
качество души, грех осуждения.
Недавно
в храме одна старушка стала говорить мне, как ее раздражают молодые,
«бесстыдные» девушки, надевающие в храм короткие юбки и не надевающие платков.
Я начал защищать молодых людей. Говорить, что это не главное, а главное – то,
что они пришли в храм. И они надевают в храм самое лучшее, что у них есть, а
этим лучшим является молодежная одежда…
Через
минуту ко мне подошла молодая девушка, одетая как раз так, как не нравилось
старушке. И начала говорить, что осуждает пожилых людей, которые одеваются в
серое и черное, ворчат и проч. И я стал говорить этой девушке о психологии
пожилых людей, о трудностях их жизни, о терпении и любви, которые мы должны
испытывать к нашим старикам…
А
потом сказал ей: «Почему мне приходится быть буфером между грешащими осуждением
людьми? Девушек я защищаю от старушек, а старушек – от девушек? Почему взрослые
люди сами не могут мудро и спокойно отнестись к другому человеку, у которого
что-то не так, как у тебя, или который ведет себя иначе, чем ты?.. Согласитесь,
это странно».
Я
вообще считаю, что если человек искушается, соблазняется, то, прежде всего, это
говорит о порочности его собственной души. Святой человек на все, кроме греха,
смотрит доброжелательно и терпимо.