о.
Константин Пархоменко
От автора.
Здравствуйте,
дорогой читатель! У вас в руках необычная книга. Это ответы священника на
вопросы. Эти вопросы касаются разных тем, можно поразиться, насколько разных,
но есть и что-то такое, что их роднит. А роднит их то, что это действительно
те вопросы, которые чаще всего задают люди. И прихожане, и радиослушатели, и
журналисты, и все те, с кем священнику приходится встречаться и общаться.
Если
вы приобрели эту книгу, значит, хотите и сами что-то спросить у священника.
Посмотрите, не окажется ли, что я уже на ваш вопрос ответил?..
Мне
очень не хотелось бы, чтобы эта книга была похожа на блиц-интервью: вопрос –
ответ. Больше всего хотелось бы, чтобы она была беседой двух искренне
уважающих и интересных друг другу людей. Представим, что вы зашли в храм, мы
с вами присели на скамейку и стали общаться. А ведь знакомство с Православием
часто так и происходит. Через опыт живого общения со священником. Пусть эта
книга будет таким, по возможности живым, общением, нашей с вами беседой.
Если
вы не можете назвать себя верующим (или церковным) человеком, мне хотелось
бы, чтобы эта книга помогла преодолеть некоторые барьеры на вашем пути к
Богу, вере, Церкви. Разве не бывает так, что человек не может переступить
порог храма, пока не ответит на важные для себя вопросы?
И
мы, верующие, не боимся вопросов, даже самых откровенных. Мы помним заповедь
апостола Петра, который говорил христианам: «будьте всегда готовы всякому,
требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и
благоговением» (1 Петр. 3, 15).
Храни
вас Бог!
Ваш священник Константин Пархоменко
Человек в храме: традиции и обряды.
Зачем
нужно ходить в храм, можно ведь прекрасно верить в Бога и молиться дома?
Храм,
или церковь, – место, где совершается богослужение. И, среди других, самое
главное богослужение – Божественная литургия.
Ходить
в храм – не значит ставить свечки и молиться перед иконами. Это, как раз
можно делать и дома. Прежде всего, ходить в храм – значит, участвовать в
Литургии, входить в общение с Богом, принимать в себя жизнь и силу Его. (Он
Сам сказал однажды: Если не будете есть Тела и пить Крови Сына Человеческого,
не будете иметь жизни .)
Что
происходит на Литургии? Священник берет хлеб и вино, он и все верующие,
собравшиеся в храме, молятся, и Бог таинственным образом претворяет хлеб и
вино в Свои Тело и Кровь. Претворяет – значит, невидимо изменяет, творит из
земных веществ что-то новое.
«Тело»
в древности означало живого человека, кровью обычно скреплялся Завет Бога с
людьми. Когда Христос устанавливал Таинство Причащения, Он хотел сказать
следующее: под видом хлеба и вина Я, Живой, буду с вами. В этом и есть тайна
Нового Завета.
Итак,
Таинство Причащения – это свидетельство о присутствующем с нами Боге! И не
просто свидетельство – это Таинство встречи с Богом! Причащаясь, мы
соединяемся с Господом, принимаем в себя Его живительную, благодатную силу.
А
теперь сами себе ответим на вопросы: мы хотим иметь вечную жизнь? хотим стать
причастниками Божией силы? хотим, чтобы наше общение с Богом стало не
прохладно официальным (как у крещеного, но невоцерковленного человека), а
живым, семейным? Если хотим – должны идти в храм.
…Когда
двое людей любят друг друга, они хотят быть вместе, они обнимаются, целуются.
Они не могут вынести разлуки и скучают друг по другу. Так и человек, любящий
Бога. Он скучает без Бога, тоскует. Евхаристия – это Таинство единения
человека с Богом. И оно совершается в храме.
Нужны
ли вообще храмы, церкви? Были ли они у древних христиан? Бог что, «обитает» в
храме?
Бог
обитает везде. Церковь же – это место, специально посвященное Богу.
Построенное для прославления Бога, для молитвы, для совершения Таинств.
За
тысячу лет до Пришествия Христова, построив в Иерусалиме Храм, царь Соломон
так обратился к Богу: «Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо Небес не
вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил. Но призри на молитву
раба твоего и на прошение его, Господи, Боже мой; услышь воззвание и молитву,
которою раб Твой умоляет Тебя ныне. Да будут очи Твои отверсты на храм сей
день и ночь, на сие место, о котором Ты сказал: "Мое имя будет там”; услышь
молитву, которою будет молиться раб Твой на месте сем ... услышь на месте
обитания Твоего, на Небесах, услыши и помилуй» .
Вот
это очень важное утверждение: Богу ли жить на земле? Мы прекрасно понимаем,
что Небо и небо Небес не вмещают Бога, но просим обратить внимание на наши
искренние молитвы, стояния перед Богом, покаянные поклоны, прийти сюда, где
мы собрались вместе.
Храмы
были в Ветхом Завете, храмы были и у древних христиан. В Евангелии от Луки
читаем, что после отшествия Господа на небо Его ученики «пребывали всегда в
храме, прославляя и благословляя Бога. Или апостол Павел говорит: «я пришел в
Иерусалим для поклонения, а в другом месте: «я молился в храме» .
А
вот сообщение книги Деяний Апостольских: «Целый год [первые ученики Христовы]
собирались … в церкви и учили не малое число людей, и ученики в Антиохии в
первый раз стали называться христианами». Здесь «церковь» – Иерусалимский
Храм. Первоначально христиане молились в Иерусалимском Храме, в синагогах, а
после разрушения Храма в 70 году стали устраивать собственные храмы и церкви.
О
том, что храмы сохранятся до Второго пришествия Христова, убедительно
сообщает нам Иоанн Богослов в Апокалипсисе: «Откроется человек греха, сын
погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или
святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога».
В
православном храме так много разных обрядов, правил. Даже страшно заходить,
мы ведь ничего не знаем...
Я
расскажу о своем опыте. Пришел я к Богу, когда мне было 14 лет. Однажды я
зашел в храм, и на меня большое впечатление произвели и свет храма –
таинственно золотой, и запах, и пение. Присутствие в моей жизни кого-то
высшего, Бога, я чувствовал с детства. А тут вдруг понял, что именно здесь
можно узнать, Кто Он такой, Бог. И я сразу понял, что храм, церковь – это
действительно место встречи с Богом.
Потом
я два или три раза заходил ненадолго в храм, стоял, молчал и уходил. Я не
понимал ничего, что совершалось в храме, кроме слов: «Господи, помилуй».
Однажды,
как обычно, я зашел в церковь и разговорился с женщиной, продававшей свечи.
Она спросила, почему я не исповедуюсь и не причащаюсь. Я ответил, что не
знаю, что это такое, больше того, я вообще ничего в службе не понимаю. И
женщина сказала простую вещь: «Ты просто подойди поближе к алтарю и
внимательно вслушивайся в то, что читается, потом смотри, что делает батюшка,
диакон, крестись, когда крестятся все молящиеся, и кланяйся с ними. Пусть
сегодня ты ничего не понимаешь, это откроется, месяца через два».
Так
и произошло.
Бояться
храма не надо. Просто приходите, стойте, слушайте. Молитесь, как умеете,
своими словами. Просите, чтобы Господь открыл, дал понять происходящее. И
очень скоро вы будете все понимать.
Зачем
верующие кланяются Богу?
Это
одна из молитвенных поз, то есть поза, выражающая наше душевное настроение.
Когда мы обращаемся к Богу с горячей просьбой или словами благодарности, мы
можем воздеть руки. А сокрушаясь о грехах или изумленные величием, милостью,
мудростью, красотой Бога, мы падаем на землю, на колени. И не только на
колени, бывает, что и на лицо свое, и это грешное лицо не смеем поднять… Как
начинает св. апостол Иоанн Богослов рассказ о том, что видел на Небесах?
Иоанн видит Христа и, пораженный огненностью Его лика и славой, падает к
ногам Его, «как мертвый» . Многие христиане именно так и молятся, не дерзая
прямо встать перед Богом. Эти люди очень глубоко переживают свое
недостоинство и духовную нищету.
Поклон
выражает наше смирение. Когда, совершив поклон, мы встаем, этим самым мы себе
напоминаем, что отвергаемся от греха, восстаем к новой, праведной и чистой
жизни .
Зачем
нужен обряд? Гораздо проще просто верить в Бога, разговаривать с Ним, все
остальное только отвлекает.
Те,
кто выступает против обрядов, во-первых, забывают, что мы люди. Если бы мы
были ангелами, то естественно для нас было бы прославлять Бога только душою.
Но мы люди, и каждое свое внутреннее настроение облекаем во внешнее действие.
Собственно слово обряд значит по-славянски одежда. Обряжать – значит одевать.
Обряд – это одежда внутреннего настроения. Когда мы приветствуем друг друга –
мы пожимаем руки; когда любим друг друга – целуемся. Это тоже обряд, то есть
внешнее выражение нашего внутреннего настроения.
Второе:
возражения против внешнего обряда логичны только в рамках религиозных
представлений, вообще отрицающих плоть и мир и все, что с ними связано.
Особенно это представление характерно для так называемого гностицизма, ереси
II-III столетий, отрицающей все земное, все сотворенное. Гностики говорили,
что Христос и воскрес призрачно, иллюзорно; ученикам лишь казалось, что Он
воскрес. Не мог же, говорят гностики, Христос, в самом деле, опять воспринять
что-то греховное, плохое, какое-то тело... Еретик Аполлоний Тианский говорил,
что Бога нельзя чествовать ничем материальным, даже вслух произносимым
словом, потому что вся материя в мире слишком осквернена, чтобы ее приносить
в дар Творцу.
Однако
и Ветхий, и Новый Завет говорят о другом. О том, что вкладывать наши чувства
во внешние знаки – возможно.
Нужен
ли Богу обряд без внутреннего чувства?
Богу
вообще никакой обряд не нужен. Обряд нужен нам, потому что он помогает нам
всецело – и мыслью, и словом, и каждым жестом – вовлечься в молитву,
предстояние перед Богом. Но следует помнить вот о чем: Бог не принимает
жестов, действий, за которыми не стоит искреннее чувство, механических жестов
и действий. Часто такими были иудеи времен Иисуса Христа, Спаситель говорил о
них, цитируя пророка Исаию: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими и
чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут
Меня...» .
Никакого
магизма в христианстве нет! Внешнее обязательно должно быть соединено с
внутренним.
Помазание
елеем на Всенощном бдении – это тоже обряд?
В
древности после торжественного чтения Евангелия на праздничном вечернем
богослужении все помазывались маслом от праздничной иконы. Помазание маслом
(елеем) – это знак причастности к празднику. Такое же помазание совершается и
сегодня за всяким праздничным вечерним богослужением.
Но
было бы странно говорить, что смысл Всенощного бдения – в помазании. Основное
содержание праздничного вечернего богослужения – чтение Евангелия и канона
праздника. Помазание как бы подтверждает видимым образом это участие в
духовном торжестве. Я это говорю, потому что был свидетелем тому, как
несколько женщин зашли в храм, приняли помазание и ушли. Меж собою они
беседовали так: «Слава Те, Господи, успели помазаться…».
Я
слышала, что помазание елеем исцеляет человека. Это так?
Помазание
елеем за вечерним богослужением не имеет никакого отношения к исцелениям. Вы,
вероятно, спутали помазание маслом на Всенощном бдении с Таинством
Соборования (Таинством церковного исцеления).
Такое
Таинство действительно совершается над больными людьми во всякое время года.
В Великом посту во многих храмах общее Соборование совершается для всех
желающих.
Почему
католики на службе сидят, а православные стоят?
Не
принципиально, в какой позе молиться. На Востоке чаще всего молились стоя. На
Западе молились (и молятся сегодня) по-разному: иногда на коленях, иногда
сидя или стоя.
Во
время православного богослужения мы, если и становимся на колени, то на
краткое время, а чаще делаем просто земной поклон, то есть становимся на
колени и касаемся лбом земли. Сидеть во время православного богослужения
разрешено во время чтения Псалтири. Святые отцы рекомендовали сидеть во время
углубленной молитвы, например делания молитвы Иисусовой.
В
остальных случаях лучше всего молиться (это помогает собранности, бодрит)
стоя.
Если
я в храме устала, могу я сесть?
Я
напомню вам слова великого отечественного подвижника и богослова XIX века,
митрополита Филарета (Дроздова): «Лучше сидя думать о Боге, чем стоя о
больных ногах».
Конечно,
если мы устали и нет сил стоять, надо сесть.
В
какой позе мы молимся, не принципиально. Лишь бы мы мыслью были возле Бога.
|