« Апрель 2024 » | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
О
богатстве |
митрополит
Сурожский Антоний Даже находясь еще вне Царства Божия, мы уже удивительно богаты. Бог столько нам дал: мы одарены умственно и эмоционально, наша жизнь так полна, что нам может показаться, будто большего уже не может и быть, что мы достигли полноты, цельности, предела нашего поиска. Но мы должны понять и должны помнить, что всегда есть что-то большее. Мы можем ликовать о том, что как мы ни бедны - мы так богаты, но одновременно устремляться к подлинному сокровищу Царства Божия, не давая себе увлечься тем, что уже имеем, чтобы не отвернуться от того, что еще впереди. Мы должны
помнить, что всё, чем мы обладаем, нам дано в дар. Первая заповедь блаженства
говорит о нищенстве, и только если мы живем этой заповедью, мы сможем войти в
Царство Божие. У этой заповеди двоякий смысл; с одной стороны очевидно, что,
хотим мы того или нет, мы не обладаем ничем, что могли бы удержать; мы
обнаруживаем, что мы - ничто и ничем не обладаем: всеконечная, зияющая,
безнадежная нищета. Мы существуем, потому что Бог нас вызвал к бытию, привел
нас в бытие; мы ничем в этом не участвовали, это не было действием нашей свободной
воли. Мы не владеем жизнью так, чтобы кто-то в любой момент не мог бы ее у
нас отнять, и в этом смысле всё, чем мы являемся, и всё, что у нас есть -
недолговечно. У нас есть тело - но оно умрет; у нас есть ум - но достаточно крошечному сосуду разорваться в мозгу, чтобы самый великий ум угас; у нас есть чуткое, живое сердце, но приходит мгновение, когда мы хотели бы выразить всё свое сочувствие, всё свое понимание кому-то, кто в этом нуждается, - а у нас в груди только камень... Так что
можно в каком-то смысле сказать, что мы не обладаем ничем, потому что мы не
вольны ни в чем, что у нас есть. И это могло бы привести нас не к чувству,
что мы принадлежим Царству Божию, и к радости об этом, но к отчаянию - если
бы мы не помнили, что, хотя ничто не наше так, что нельзя было бы у нас
отнять, - однако всё это у нас есть. Мы богаты, и всё, чем мы обладаем, есть
дар и свидетельство любви Божией и любви человеческой, всё - непрерывный
поток Божественной любви; и в силу этого (и поскольку мы ничем не обладаем) любовь
Божия проявляется с постоянством и полнотой. А всё то, что мы загребаем в
собственные руки, чтобы присвоить, бывает тем самым вырвано из области любви.
Да, оно становится нашим - но любовь потеряна. И только те, которые отдают всё, получают опыт подлинной, всецелой, окончательной, неизбывной духовной нищеты - и обладают любовью Божией, выраженной во всех Его дарах. Один из наших русских богословов, отец Александр Шмеман, сказал: "Вся пища мира есть любовь Божия, ставшая съедобной". Я думаю, что это действительно так; и в то мгновение, когда мы стараемся разбогатеть, удержав что-то для сохранности в руках, мы оказываемся в проигрыше, потому что пока у нас в руках ничего нет, мы можем брать или не брать, или делать ими что угодно. Вот это и есть Царство Божие: мы чувствуем, что свободны от обладания; и эта свобода устанавливает нас в таких взаимоотношениях, где всё - любовь человеческая и Божия любовь. Так что
если рассуждать в таких категориях, можно это перенести на то, о чем я уже
говорил раньше. Да, мы богаты; но никогда не должны обольщаться этим
достоянием и воображать, будто можно разрушить старые житницы, старые амбары
и строить новые для того, чтобы сложить туда еще и еще больше добра (см. Л к.
12: 16-22). Копить ничего нельзя, - ничего, кроме самого Царства Божия. И тогда мы можем отрясать одну вещь за другой, чтобы двигаться вперед свободными - свободными от обладания. Не замечали ли вы, что быть богатым всегда значит обеднеть на каком-то другом уровне? А если и
ум замкнуть на нашем имуществе, если замкнуть и сердце, чтобы уберечь и
никогда не потерять то, что в нем хранится, то оно становится таким же
мелким, как та вещь, на которой мы замкнулись. |