« Апрель 2024 » | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
- Геронда,
я хочу освободиться от гнева Вижу, насколько неуместен для монаха гнев.
- Гнев, чистый
гнев – это сила души. Если человеку от природы кроткому это свойство его
характера помогает в духовном совершенствовании, то человеку гневливому в два
раза больше пользы от силы, которая заключена в его характере, только бы он эту
силу гнева использовал против страстей и против лукавого. Если он не будет пользоваться
этой силой правильно, то ей воспользуется диавол. Если человек по природе
мягкий не постарается приобрести мужества, то не будет способен к большим делам
А гневливый, если решится на что-то большое и обратит свой гнев против зла, то
считай дело сделано. Поэтому высот в духовной жизни достигают люди, в которых
есть искра сумасбродства
– Значит,
геронда, мне нужно было бы гневаться на диавола, а не на сестёр.
- Видишь ли,
вначале человек гневается на других, потом, если будет подвизаться, станет
гневаться на тангалашку, а в конце приходит к тому, что гневается только на
своего ветхого человека, на свои страсти. Потому старайся гневаться только на
тангалашку и на свои страсти, а не на сестёр.
– Геронда,
мои гнев и упрямство – это детские страсти?
- Нет, дорогая!
Понятно, если маленький ребёнок злится, стучит ножками и кричит «не хочу, не
буду!» Но с возрастом он должен от этого избавиться, сохранить только детскую
простоту, непосредственность, а не свои детские глупости. Видишь, некоторые
потом до чего доходят! Бьются в гневе головой о стенку – хорошо, что Бог так
устроил, что у людей крепкая голова, поэтому с ними ничего не случается! Другие
рвут на себе одежду! Был человек, который каждый день в гневе рвал на себе
рубашку. Рвал на кусочки, чтобы не срываться на других.
–
Получается, что гнев – это вымещение злобы?
- Да, но не лучше
ли вымещать злобу на своём ветхом человеке, чем на других?
– Мне
кажется, что я не гневаюсь, а просто раздражаюсь.
- Это как? Если
разражаешься, то должна посмотреть, нет ли в тебе страсти гнева. Одно дело,
если человек в раздражении скажет резкое слово, потому что он устал, у него
что-то болит, есть какие-то проблемы и т. д. Иной и на приветствие может
ответить: «Да отстань ты!» – хотя ему ничего плохого не сказали, сказали только
«здравствуй». Но человек устал, ему больно, поэтому так и реагирует. Ведь даже
самый терпеливый ослик, если его перегрузить, будет лягаться.
– Когда у
меня нет мира с собой, то меня раздражает любая мелочь.
- Если у тебя нет
мира с самой собой – значит, у тебя духовное недомогание и неудивительно, что
ты так реагируешь. Если человек болен, он иногда устаёт даже от звуков речи. То
же самое, когда он в плохой духовной форме, у него нет трезвения, терпения,
снисходительности.
– Геронда,
почему я гневаюсь по малейшему поводу?
- Гневаешься,
потому что думаешь, что всегда виноваты другие. В тебе гнев происходит от того,
что ты принимаешь относительно других помыслы, приходящие слева. Если будешь
принимать помыслы, приходящие справа, то не будешь обращать внимания на то, что
тебе сказали и как сказали. Будешь принимать ответственность на себя и не
будешь гневаться.
– Но,
геронда, я не могу поверить, что всегда виновата именно я.
- Похоже, что в
тебе есть скрытая гордость. Смотри, осторожно, ведь гнев несёт в себе
самооправдание, гордость, нетерпение, наглость.
– Геронда,
почему сегодня люди так легко раздражаются?
- Сейчас и мухи
раздражаются! У них упрямство, настойчивость! Раньше, если ты муху отгонял, она
улетала. Теперь упорно сидит… Но правда и то, что сегодня и некоторые виды
деятельности не только не помогают обретению душевного спокойствия, но могут и
спокойного от природы человека сделать нервным
– Почему
теперь, когда живу в монастыре, не гневаюсь, а в миру сильно гневалась?
- Часто из-за
внешних причин человек испытывает недовольство и срывается, потому что не
испытывает удовлетворения от того, что делает и хочет чего-то другого. Но такое
раздражение как внешняя пыль,, оно исчезает, когда человек находит то, к чему
стремится.
– Геронда,
негодование происходит от эгоизма?
- Не всегда Есть и
праведный, священный гнев. Пророк Моисей скрижали с заповедями держал в руках,
но, когда увидел, что израильтяне приносят жертву золотому тельцу, в священном
гневе бросил их на землю и разбил (См.Исх.32,1-24). Прежде чем подняться на
гору Хорив13, где он должен был получить заповеди, Моисей сказал израильтянам,
что они должны делать до его возвращения. К тому же они и сами видели молнии и
слышали гром на вершине Хори-ва, но, так как Моисей долго не возвращался, они
стали искать себе бога Пошли к Аарону и сказали ему. «Мы не знаем, что случилось
с Моисеем Кто нас теперь поведёт? Сделай нам богов, чтобы они вели нас». Аарон
сначала не соглашался, но потом уступил. Люди взялись за работу. Построили
печь, побросали в неё всё золото, которое им дали египтяне перед исходом из
Египта, и сделали целого золотого тельца. Водрузили его на большой камень и
стали пить и веселиться. «Он поведёт нас», – говорили люди. Тогда Бог сказал
Моисею: «Иди скорее вниз, потому что народ изменил Мне». Спускаясь с Синая,
Моисей услышал крики. Иисус Навин, который ждал его внизу, говорит «Что
случилось? Пришли иноплеменники!» «Это не боевые крики, это веселье», – ответил
ему Моисей. Они подошли ближе, увидели, как люди веселятся, потому что золотой
телец поведёт их в Землю обетованную! Видишь, телец-то был золотой!…
Вознегодовал Моисей, бросил на землю и разбил скрижали с заповедями.
Человек духовный
может рассердиться, вознегодовать, закричать, но по серьёзному духовному
поводу. Внутри у него нет зла, и другим он зла не причиняет. «Гневайтеся и не
согрешайте» – не так ли говорит ли пророк Давид?
– Геронда,
как же мне преодолеть гнев?
- Задача в том,
чтобы не доходить до гнева. Молоко, если не успеешь вовремя снять его с огня,
поднимается и сразу убегает.
– А как не
доходить до гнева?
- Необходимо
бодрствование. Следи за собой и сдерживай свой гнев, чтобы страсть не пустила в
тебе корни. А иначе, даже если ты потом захочешь вырубить её топором, она
постоянно будет давать новые побеги. Помни сказанное пророком Давидом:
«Уготовихся и не смутихся». Знаешь, как один монах поступал? Выходя из кельи,
он крестился и говорил: «Боже мой, сохрани меня от искушений». Он был готов к
встрече с искушением. Словно стоял на страже. Смотрел, с какой стороны придёт
искушение, чтобы защититься от него. Если какой-нибудь брат делал ему что-то плохое,
он был готов и отвечал ему кротостью и смирением. То же делай и ты.
– Геронда,
иногда, когда бывает искушение, я себе говорю: «Промолчу», но под конец не
выдерживаю, срываюсь.
- Что значит
срываюсь? А сорванное потом куда девается? Сгорает? Похоже, в тебе мало
смирения, поэтому ты доходишь до определённого предела, а потом срываешься.
Нужно ещё чуть-чуть смирения. Прежде чем заговорить, прочитай два-три раза
молитву Иисусову, для просвещения. Одна женщина, когда сердилась, сначала
читала «Верую» и потом открывала рот. Мирские люди, а, видишь, как подвизаются!
– Что
делать, если мне не нравится манера поведения одной из сестёр?
- Относись к
сестре по-доброму. Постарайся оправдывать её с любовью. Это поможет тебе
приобрести естественным образом постоянное хорошее духовное расположение. И
когда к тебе придёт страсть гнева, то найдёт твоё сердце занятым любовью и, не
имея места, где остановиться, уйдёт.
- Смирением и
молчанием мы побеждаем гнев. Почему мы называем змею мудрой? Хотя у неё есть
сильное оружие, яд, и она может причинить нам вред, но стоит ей услышать
небольшой шум, она сразу уползает: не идёт напролом, уступает место нашему
гневу. Так и ты, если кто-нибудь заденет тебя словом, не отвечай. Молчанием ты обезоруживаешь
человека. Однажды кот Дикас у меня в келье собирался придушить лягушонка.
Лягушонок сидел без движения, и Дикас оставил его в покое и ушёл. Лягушонок
своим молчанием и смирением… победил кота Но стоило бы ему хоть немного
пошевелиться, Дикас схватил бы его, стал бы бросать и бить как бубен.
– Когда у
нас с сестрой бывают разногласия и каждая стоит на своём, то мы заходим в
тупик, и под конец я раздражаюсь.-
Видишь ли, одна из двух должна смириться и уступить, иначе никак. Если два
человека хотят пронести в маленькую дверь длинную доску, кто-то из них должен
зайти первым, другой за ним по-другому они не смогут её занести. Когда каждый
стоит на своём, это всё равно, что бить камень о камень – только искры летят!-
Жители фарасы, когда кто-то стоял на своём, говорили: «Пусть твой козёл будет
козочкой, а мой козлёнком», и так избегали ссоры. Во всяком случае, тот, кто
уступает, оказывается в выигрыше, потому что чем-то жертвует, и это приносит
ему радость и мир.
– А если
человек внешне ведёт себя правильно и уступает, а в душе возмущается?- Это значит, что в нём ещё жив ветхий человек, и он с
ним борется.
– Но
почему, геронда хотя он и правильно себя ведёт, но внутреннего мира не имеет?- Как же у него будет мир? Чтобы у человека был мир,
он должен и внутренне быть правильно сориентирован. Тогда уходит гнев,
беспокойство, и в человека входит мир Божий. А когда приходит душевный покой,
то уничтожает чад гнева душевные очи очищаются, и человек начинает видеть ясно.
Поэтому Христос именно о «миротворцах» говорит, что они «сынове Божий
нарекутся» (Мф.5,9)
Старец Паисий Святогорец. Слова. Том 5. Москва,