« Апрель 2024 » | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
Прощеное воскресенье
|
Андрей
Десницкий Обряд
всеобщего прощения, которым завершается масленица и открывается Великий пост,
заставляет даже неверующих задуматься о том, что значит прощать и принимать
прощение и зачем это вообще бывает нужно. Масленицу
в России празднуют даже неверующие — куда как интересно накушаться блинов под
водочку и повеселиться на свежем весеннем воздухе! Всерьез поститься
большинство веселящихся и не собирается, но почти все знают, что последний
день масленицы, который вводит верующих «во дни
печальные Великого поста» (А.С.Пушкин), называется
Прощеным воскресеньем. К
концу этого дня в православных храмах служится вечерня, к завершению которой
настоятель и все клирики выходят из алтаря к прихожанам и просят прощения за
все вольные и невольные обиды и огорчения. В исполнении хора звучит
пронзительный плач Адама об утерянном рае, а прихожане по очереди подходят к
священникам и просят прощения у них. На обратном пути сквозь толпу каждый
сможет сказать знакомым, полузнакомым, а то и вовсе незнакомым людям: Кто-то
В этот день позвонит после службы своим родным и близким по телефону, кто-то
пошлет е-mail... Техника расширяет границы прощения. Мне
рассказывали об одном человеке, для которого главным доказательством
подлинности Православия стало как раз Прощеное воскресенье, которого
действительно нет ни у католиков, ни у протестантов. Но неверующие, к которым
в этот день обращаются с просьбой о прощении их родные и знакомые христиане,
обычно бывают очень удивлены: а чего это они? Вроде, все нормально... В
современной светской культуре принято говорить «извините», когда наступают на
ногу или просто хотят привлечь внимание, чтобы спросить, который час. Но
просить прощения у того, перед кем действительно виноват — не принято.
Конкретная вина обычно прячется за громкими словами, за идеологическими
штампами, за экономической выгодой или политической целесообразностью, за
«все так делают», наконец... Но
христианство, призванное воплотить Царство Небесное в обыденной жизни,
говорит: все мы виноваты перед всеми, с кем доводилось сталкиваться. Хотя бы
потому, что не смогли, да никогда и не сможем осуществить в полной мере
евангельских заповедей по отношению друг ко другу. Все виноваты, но у всех
есть возможность простить и получить прощение. Каждый
верующий призван поставить себя на место блудного сына, который обращается к
отцу со словами: «я согрешил против неба и пред тобою». Всякий грех,
всякий промах, всякая ошибка делает человека виновным прежде всего перед
Богом, и во вторую очередь — перед ближним. Потому и на просьбу о прощении
отвечают «Бог простит», предполагая, что каждый из нас и мы все вместе
находимся в одинаковом положении перед Высшим Судьей, и мелочные обиды и
недоразумения между нами сами по себе значат не так уж и много. Собственно,
наступающий пост есть время покаяния перед Богом. По-своему его могут
переживать и те, кто щедро сыпет зеленые купюры в церковную кружку и не
обращает никакого внимания на людей, слезами, потом и кровью которых эти
купюры оплачены. Главное — договориться с Тем, Кто наверху. Но в Евангелии мы
видим совсем другой подход: «если ты принесешь дар твой к жертненнику и
там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар
твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда
приди и принеси дар твой» — так передает слова Христа евангелист Матфей.
Почему же примирение с Богом открывается только после примирения с людьми? Не
логичнее ли, наоборот, начинать с главного? Ответ
на этот вопрос тоже содержится в Новом Завете, у апостола любви Иоанна: Митрополит
Антоний Сурожский рассказывал историю об умиравшей пожилой женщине, которая
пригласила его исповедать и причастить ее перед смертью, и на исповеди
сказала, что из всех людей в мире не готова была простить только своего зятя.
Он отказался читать над ней молитву о разрешении грехов, пока она отказывала
в прощении хоть одному человеку — и тем самым добился перемены. Она позвонила
зятю, помирилась с ним, позвала его к своей постели и умерла на его руках,
приняв таинства с надеждой на прощение своих грехов в вечности. «Прощайте,
и прощены будете» —
вот еще замечательные слова из Евангелия, но что означает прощать? Для
кого-то это просто ритуальное действие — рукопожатие, поцелуй, приветливое
слово, за которыми по-прежнему скрываются обида и недоверчивость. Кто-то идет
дальше и старается не вспоминать сделанного ему зла. Есть и такие, кто, как
отец из притчи о блудном сыне, сам бежит навстречу провинившемуся и делает
все возможное и невозможное, чтобы восстановить разрушенные добрые отношения.
У каждого своя мера. Не
менее сложно, чем простить — принять прощение и поверить, что все
действительно прошло. Люди могут годами приносить на исповедь одни и те же
грехи, не разговаривать с теми, кто, как им кажется, по-прежнему что-то имеет
против них. В несении этого груза они находят свою сладость, которую иногда
почему-то называют смирением или скромностью. «Я негодяй» — эти слова ничем
никому не помогут, если не добавить к ним: «но я попробую стать лучше». Это
будет трудно, это наложит на меня новую ответственность, но без этого
прощение, которое я надеюсь получить, остается недействительным, потому что я
его на самом деле не принимаю. Я хочу остаться таким, какой я есть. Да,
истинное прощение — это еще и попытка перемены. Пост, который начинается
сразу после Прощеного воскресенья, для христианина как раз и служит способом
достичь этого изменения. Христиане называют это покаянием и хотят вступить в
него все вместе, никого не потеряв, и потому откладывают у порога поста то,
что мешает их единству хотя бы в рамках отдельного прихода, круга родных и
знакомых. На пути к Богу важно никого не оставить за бортом. Покаяние
начинается с возможности прощения. |