Приветствую Вас Гость!
Понедельник, 29.04.2024, 10:18
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ


Смерть и поминание почившего в православной традиции1

Священник Константин Пархоменко

 В вашей семье случилось горе – умер человек. Что делать?

Христианство очень не любит слово "смерть". От него веет могильным холодом и безысходностью. Мы употребляем другие выражения, например - успение.

Успение – сон, засыпание. Заснуло смертным сном тело, а душа жива, душа бодрствует…

Или другое слово – преставление. Мы молимся о ново-преставленном рабе Божием. Был с нами – переставился в другой мир.

Для христиан смерть – лишь переход на иной уровень бытия, уход к Богу. И похороны для христиан – это не ужасное прощание с человеком, который был, и теперь его нет, а проводы в мир иной любимого человека, чья душа бессмертна.

И проводить человека за границу земного мира мы должны достойно. Достойные проводы – это церковное погребение.

Оно совершается только над крещеным православным человеком.

Придите в любой храм и обратитесь к женщинам, продающим свечи, или к священнику. Там вам расскажут, как организовать отпевание, как заказать поминание. Все это - продуманная и, если так можно выразиться, отработанная процедура, так что к вам отнесутся с вниманием и деликатностью и не будут мучить бюрократическими придирками (как часто встречается в государственных органах).

Отпеваем мы обычно в храме в день похорон. Потом покойного везут на кладбище, а в храме остается записанным для церковного поминания его имя. О нем молятся.

 Какие существуют виды молитв за покойного?

Их много. Например, панихида – небольшая служба, во время которой мы просим Бога простить грехи покойного, принять его в Царство Небесное. (Именно панихиды служатся на кладбищах, когда мы приглашаем священника посетить могилку.)

Высшая форма поминовения – за Литургией. Тогда поминаемые люди становятся участниками Причащения, соединяются со Христом. За любой Литургией причащаются живые, находящиеся в храме (например, мы с вами), и душою причащаются все те, за кого молятся, хотя бы человек даже и умер.

В свечных ларьках, в которых принимают записки, обычно пишут: «На обедню» или «На проскомидию». Это как раз и означает поминание за Литургией.

А что такое сорокоуст?

А это поминание покойного за Литургией, которое будет совершаться на протяжении 40 дней. (Уточню: многие думают, что сорокоустное поминовение заказывают только об усопших. Это не так: на сорокоуст подают и о здравии.)

Кроме того, можно заказать поминание на полгода, на год и даже… вечное. Вечное поминание – это поминание человека, которое будет совершаться в этом храме до тех пор, пока стоит храм. (После революции, когда закрывались храмы и монастыри и из них изымались книги, находили поминальные списки еще домонгольского времени.)

 Простите, а если человек не был крещен?..

О некрещеном человеке мы можем молиться только сами - дома или в храме. В записках, подаваемых на поминание, мы не пишем имена некрещеных. Это не значит, что такой человек проклят, как иногда приходится услышать от несведущих людей. (У меня самого есть некрещеные родственники, о которых я вспоминаю с теплом и любовью.) Просто Церковь молится за богослужением только за своих членов, людей, захотевших быть христианами, или тех, за кого это решение приняли родители (если человек был крещен во младенчестве)!

 Что значат 3-й, 9-й, 40-й дни после смерти?

Не буду подробно говорить об этом, но это особые дни для души, разлучившейся с телом. В эти дни, а также в годовщину смерти (это как бы новый день рождения, то есть рождения в новую жизнь) нужно прийти в храм и помолиться за усопшего.

 Сколько носить траур?

Несколько дней назад ко мне в храм пришла женщина и попросила благословения выйти замуж. При этом она добавила: «Я вдова». Я спросил, когда она похоронила мужа. "Уже почти полгода…"

Вот это тот самый пример, когда мы делаем что-то не то… До года мы молимся о усопшем как о новопреставленном, это же время можно носить траур. Хотя бывают такие потери, что и по прошествии многих лет трудно смириться с утратой…

 В заключение я хотел бы напомнить слова святителя Феофана Затворника, нашего отечественного подвижника XIX века. Он однажды сказал: «Давайте плакать о почившем… Но плакать по-христиански!» Это значит, что в наших слезах не должно быть безнадежности и отчаяния. Это разлука не навсегда, но лишь на какое-то время. В свое время все мы встретимся за порогом этой жизни".

Более того! Человек, который «ушел» от нас, – может участвовать в нашей жизни, он слышит наши просьбы, он любит нас. Когда мы молимся за покойного, этим самым мы устанавливаем связь с ним, как бы протягиваем ему руку поддержки.

И последнее: Все мы предстанем перед Богом. И дадим Ему ответ в том, как жили. Пока не поздно, пока еще можно что-то исправить (когда умрем – уже будет ничего не исправить), покаяться, измениться к лучшему, - воспользуемся этой возможностью.

Храни Вас Бог! 

 


ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ

 

Для усопших особенно важны поминовение на проскомидии, церковная и домашняя молитва, подаяние за них милостыни, потому что, перейдя в другой мир и получив там обитель соответствующую их земным деяниям, они сами уже никак не могут изменить своё положение (а оно, если человек умер с нераскаянными грехами, весьма прискорбно), и только Благодатная помощь от живущих в этом земном мире близких может облегчить и улучшить их участь.

Кроме проскомидии, священник поминает живых и усопших на ектениях (ектения - усердие, протяжённое моление греческ.), а также, если были заказаны, на молебне (живых) и панихиде (усопших).

 

ПАНИХИДА

 

Панихида (всенощное пение греческ.), молитвенное поминовение усопших, получила своё название в древности, когда первые христиане лишь под покровом ночи могли тайно забирать тела своих, умученных за веру Христову, собратьев и погребать их с пением и возжёнными свечами.

И в наше время молящиеся за панихидой стоят с возжёнными свечами в знак того, что и они верят в будущую светлую жизнь; в конце панихиды эти свечи тушатся в знак того, что земная наша жизнь, горящая как свеча, должна погаснуть, чаще всего не догоревши до предполагаемого нами конца.

 

МОЛЕБНЫ

 

Молебнами называются краткие богослужения, в которых священник от имени молящихся обращается с молитвою к Господу Богу, Божьей Матери или святым.

Иногда такие молебны соединяются с акафистом (акафист - неседальный греческ., особо составленное молитвословие, во время которого не положено сидеть) или с малым освящением воды.

"Водосвятный" молебен обычно заказывают христиане, имеющие болящих близких или сами страдающие от недугов, для того, чтобы, после прочтения священником молитв о их здравии и освящения воды взять эту святую воду домой и пить её с молитвой и верой, прося у Господа прощения грехов и избавления от недугов.

По вере просящих, Господь дарует Свою Благодатную помощь посредством святой воды.

Кроме общего "просительного" молебна, бывают особые молебны, например: молебен благодарственный за получение от Бога помощи, молебен об исцелении больного, молебен о путешествующих, об избавлении от засухи, затяжных дождей, перед началом полевых работ, перед началом обучения детей и многие другие.

Обычно молебны и панихиды служатся утром по окончании Божественной Литургии.

Если вы заказали молебен или панихиду, вам необходимо самим присутствовать во время их служения и усиленно молиться вместе со священником, особенно в тот момент, когда священник читает вашу записку с именами тех, о ком вы молитесь.

Как уже говорилось выше, приходить в храм нужно до начала богослужения для того, чтобы успеть подать записки, приобрести свечи, поставить их и помолиться перед иконами Господа, Божьей Матери и тех святых к кому вы хотите обратиться за помощью.

Затем встаньте на какое-либо место в храме, мужчины справа, а женщины слева от центра, лицом к алтарю, и в течение всей службы уже не сходите со своего места.

Если у вас слабое здоровье, или вы в преклонном возрасте, вы можете присутствовать на богослужении сидя (обычно в западной части храма есть для этого скамейки), вставая лишь в наиболее важные моменты богослужения.

Народная мудрость гласит: "Лучше, сидя, думать о Боге, чем, стоя, о ногах".

Во время богослужения старайтесь внимательно прислушиваться к чтению и пению, потому что в словах молитв и песнопений заключена глубокая мудрость, в них передаются чувства сердечного покаяния и радости о Господе, рассказывается о подвигах святых и о проявлениях Великой Милости Божьей к Своему созданию.

Старайтесь воспринимать богослужение не столько слухом, сколько открытым сердцем; вдыхайте в себя благодатную атмосферу храма, отключитесь от мирских проблем и поговорите с Богом.

Вспомните своё детство и то доверие, с которым вы обращались со своими бедами к маме или любимой бабушке, когда искали у них жалости и ласки; вспомните, какое утешение дарила вам их любовь, и с таким же доверием откройте ваше сердце Отцу Небесному; расскажите Ему про свои беды, поплачьтесь о своих горестях, просите помощи и поддержки, просите прощения ваших грехов и слабостей, и великое утешение получите от Его Божественной Любви; выйдете из храма обновленными, с тихим и умилённым сердцем, ощущая всем своим существом Благодать и радость Духа Святого.

Ни одна земная мать не имеет той полноты Любви, с какой Господь принимает скорбные воздыхания человеческой души, обращенные к Нему.

Стоит только позвать Его: "Господи!", как Он уже невидимо стоит рядом - Любящий, Жалеющий нас, знающий немощь человеческой души, готовый излить на нас Благодатные Дары Своей Милости.

И только от нас самих, от нашей прямоты и искренности, с которой мы осудим свои грехи, от нашего желания чистоты и Истины, от глубины нашей веры зависит получим ли мы сердечное утешение и Благодатную Помощь или отойдём скорбны и неутешены.

С Богом нельзя хитрить, Его невозможно обмануть, с Ним бесполезно пытаться вступать в отношения "Ты - мне, я - Тебе".

"Блаженны чистые сердцем, ибо они увидят Бога", - учит нас Евангелие. (Матф. 5.8.)

Только чистое сердце слушает Бог и наполняет его Своею Благодатью.

Мы имеем достаточно сил для того, чтобы захотеть очистить своё сердце, чтобы заставить себя без лукавства обращаться к Тому, Кто ради искупления нас от вечной смерти добровольно отдал Себя на растерзание обезумевшей толпе. Кто претерпел мучительные унижения и страшную смерть ради дарования нам Вечной Жизни.

И потому, наш долг - понуждать себя на творение добрых дел, понуждать себя на подвиг молитвы, очищать своё сердце от оскверняющих его страстей, прибегая к помощи и Покрову Матери-Церкви, укрепляя наши души всеми благодатными средствами, которые в изообилии мы найдём в храме.

Для того, чтобы храм стал вашим вторым и главным Домом, для того чтобы чувствовать себя в нём "своим", чтобы пользоваться во всей полноте Благодатными Дарами Святого Духа, нужно идти в храм и быть в нём, нужно учить свою душу общению с Богом, и тогда Он Сам, как Отец и Учитель, видя ваше старание, научит вас, держа Его за руку, идти по Пути Спасения.