« Апрель 2024 » | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
Смерть
и поминание почившего в православной традиции1
|
Священник
Константин Пархоменко В
вашей семье случилось горе – умер человек. Что делать? Христианство
очень не любит слово "смерть". От него веет могильным холодом и
безысходностью. Мы употребляем другие выражения, например - успение. Успение
– сон, засыпание. Заснуло смертным сном тело, а душа жива, душа бодрствует… Или
другое слово – преставление. Мы молимся о ново-преставленном рабе Божием. Был
с нами – переставился в другой мир. Для
христиан смерть – лишь переход на иной уровень бытия, уход к Богу. И похороны
для христиан – это не ужасное прощание с человеком, который был, и теперь его
нет, а проводы в мир иной любимого человека, чья душа бессмертна. И
проводить человека за границу земного мира мы должны достойно. Достойные
проводы – это церковное погребение. Оно
совершается только над крещеным православным человеком. Придите
в любой храм и обратитесь к женщинам, продающим свечи, или к священнику. Там
вам расскажут, как организовать отпевание, как заказать поминание. Все это -
продуманная и, если так можно выразиться, отработанная процедура, так что к
вам отнесутся с вниманием и деликатностью и не будут мучить бюрократическими
придирками (как часто встречается в государственных органах). Отпеваем
мы обычно в храме в день похорон. Потом покойного везут на кладбище, а в
храме остается записанным для церковного поминания его имя. О нем молятся. Какие
существуют виды молитв за покойного? Их
много. Например, панихида – небольшая служба, во время которой мы просим Бога
простить грехи покойного, принять его в Царство Небесное. (Именно панихиды
служатся на кладбищах, когда мы приглашаем священника посетить могилку.) Высшая
форма поминовения – за Литургией. Тогда поминаемые люди становятся
участниками Причащения, соединяются со Христом. За любой Литургией
причащаются живые, находящиеся в храме (например, мы с вами), и душою
причащаются все те, за кого молятся, хотя бы человек даже и умер. В
свечных ларьках, в которых принимают записки, обычно пишут: «На обедню» или
«На проскомидию». Это как раз и означает поминание за Литургией. А что такое сорокоуст? А
это поминание покойного за Литургией, которое будет совершаться на протяжении
40 дней. (Уточню: многие думают, что сорокоустное поминовение заказывают
только об усопших. Это не так: на сорокоуст подают и о здравии.) Кроме
того, можно заказать поминание на полгода, на год и даже… вечное. Вечное
поминание – это поминание человека, которое будет совершаться в этом храме до
тех пор, пока стоит храм. (После революции, когда закрывались храмы и
монастыри и из них изымались книги, находили поминальные списки еще
домонгольского времени.) Простите,
а если человек не был крещен?.. О
некрещеном человеке мы можем молиться только сами - дома или в храме. В
записках, подаваемых на поминание, мы не пишем имена некрещеных. Это не
значит, что такой человек проклят, как иногда приходится услышать от
несведущих людей. (У меня самого есть некрещеные родственники, о которых я
вспоминаю с теплом и любовью.) Просто Церковь молится за богослужением только
за своих членов, людей, захотевших быть христианами, или тех, за кого это
решение приняли родители (если человек был крещен во младенчестве)! Что
значат 3-й, 9-й, 40-й дни после смерти? Не
буду подробно говорить об этом, но это особые дни для души, разлучившейся с
телом. В эти дни, а также в годовщину смерти (это как бы новый день рождения,
то есть рождения в новую жизнь) нужно прийти в храм и помолиться за усопшего. Сколько
носить траур? Несколько
дней назад ко мне в храм пришла женщина и попросила благословения выйти
замуж. При этом она добавила: «Я вдова». Я спросил, когда она похоронила
мужа. "Уже почти полгода…" Вот
это тот самый пример, когда мы делаем что-то не то… До года мы молимся о
усопшем как о новопреставленном, это же время можно носить траур. Хотя бывают
такие потери, что и по прошествии многих лет трудно смириться с утратой… В
заключение я хотел бы напомнить слова святителя Феофана Затворника, нашего
отечественного подвижника XIX века. Он однажды сказал: «Давайте плакать о
почившем… Но плакать по-христиански!» Это значит, что в наших слезах не
должно быть безнадежности и отчаяния. Это разлука не навсегда, но лишь на
какое-то время. В свое время все мы встретимся за порогом этой жизни". Более
того! Человек, который «ушел» от нас, – может участвовать в нашей жизни, он
слышит наши просьбы, он любит нас. Когда мы молимся за покойного, этим самым
мы устанавливаем связь с ним, как бы протягиваем ему руку поддержки. И
последнее: Все мы предстанем перед Богом. И дадим Ему ответ в том, как жили.
Пока не поздно, пока еще можно что-то исправить (когда умрем – уже будет
ничего не исправить), покаяться, измениться к лучшему, - воспользуемся этой
возможностью. Храни
Вас Бог! |
ПОМИНОВЕНИЕ
УСОПШИХ
Для усопших особенно важны поминовение на проскомидии,
церковная и домашняя молитва, подаяние за них милостыни, потому что, перейдя в
другой мир и получив там обитель соответствующую их земным деяниям, они сами
уже никак не могут изменить своё положение (а оно, если человек умер с
нераскаянными грехами, весьма прискорбно), и только Благодатная помощь от
живущих в этом земном мире близких может облегчить и улучшить их участь.
Кроме проскомидии, священник поминает живых и усопших на
ектениях (ектения - усердие, протяжённое моление греческ.), а также,
если были заказаны, на молебне (живых) и панихиде (усопших).
ПАНИХИДА
Панихида (всенощное пение греческ.), молитвенное
поминовение усопших, получила своё название в древности, когда первые христиане
лишь под покровом ночи могли тайно забирать тела своих, умученных за веру
Христову, собратьев и погребать их с пением и возжёнными свечами.
И в наше время молящиеся за панихидой стоят с возжёнными
свечами в знак того, что и они верят в будущую светлую жизнь; в конце панихиды
эти свечи тушатся в знак того, что земная наша жизнь, горящая как свеча, должна
погаснуть, чаще всего не догоревши до предполагаемого нами конца.
МОЛЕБНЫ
Молебнами называются краткие богослужения, в которых
священник от имени молящихся обращается с молитвою к Господу Богу, Божьей
Матери или святым.
Иногда такие молебны соединяются с акафистом (акафист -
неседальный греческ., особо составленное молитвословие, во время
которого не положено сидеть) или с малым освящением воды.
"Водосвятный" молебен обычно заказывают
христиане, имеющие болящих близких или сами страдающие от недугов, для того,
чтобы, после прочтения священником молитв о их здравии и освящения воды взять эту
святую воду домой и пить её с молитвой и верой, прося у Господа прощения грехов
и избавления от недугов.
По вере просящих, Господь дарует Свою Благодатную помощь
посредством святой воды.
Кроме общего "просительного" молебна, бывают
особые молебны, например: молебен благодарственный за получение от Бога помощи,
молебен об исцелении больного, молебен о путешествующих, об избавлении от
засухи, затяжных дождей, перед началом полевых работ, перед началом обучения
детей и многие другие.
Обычно молебны и панихиды служатся утром по окончании
Божественной Литургии.
Если вы заказали молебен или панихиду, вам необходимо
самим присутствовать во время их служения и усиленно молиться вместе со
священником, особенно в тот момент, когда священник читает вашу записку с
именами тех, о ком вы молитесь.
Как уже говорилось выше, приходить в храм нужно до начала
богослужения для того, чтобы успеть подать записки, приобрести свечи, поставить
их и помолиться перед иконами Господа, Божьей Матери и тех святых к кому вы
хотите обратиться за помощью.
Затем встаньте на какое-либо место в храме, мужчины
справа, а женщины слева от центра, лицом к алтарю, и в течение всей службы уже
не сходите со своего места.
Если у вас слабое здоровье, или вы в преклонном возрасте,
вы можете присутствовать на богослужении сидя (обычно в западной части храма
есть для этого скамейки), вставая лишь в наиболее важные моменты богослужения.
Народная мудрость гласит: "Лучше, сидя, думать о
Боге, чем, стоя, о ногах".
Во время богослужения старайтесь внимательно
прислушиваться к чтению и пению, потому что в словах молитв и песнопений
заключена глубокая мудрость, в них передаются чувства сердечного покаяния и
радости о Господе, рассказывается о подвигах святых и о проявлениях Великой
Милости Божьей к Своему созданию.
Старайтесь воспринимать богослужение не столько слухом,
сколько открытым сердцем; вдыхайте в себя благодатную атмосферу храма,
отключитесь от мирских проблем и поговорите с Богом.
Вспомните своё детство и то доверие, с которым вы
обращались со своими бедами к маме или любимой бабушке, когда искали у них
жалости и ласки; вспомните, какое утешение дарила вам их любовь, и с таким же
доверием откройте ваше сердце Отцу Небесному; расскажите Ему про свои беды,
поплачьтесь о своих горестях, просите помощи и поддержки, просите прощения
ваших грехов и слабостей, и великое утешение получите от Его Божественной
Любви; выйдете из храма обновленными, с тихим и умилённым сердцем, ощущая всем
своим существом Благодать и радость Духа Святого.
Ни одна земная мать не имеет той полноты Любви, с какой
Господь принимает скорбные воздыхания человеческой души, обращенные к Нему.
Стоит только позвать Его: "Господи!", как Он
уже невидимо стоит рядом - Любящий, Жалеющий нас, знающий немощь человеческой
души, готовый излить на нас Благодатные Дары Своей Милости.
И только от нас самих, от нашей прямоты и искренности, с
которой мы осудим свои грехи, от нашего желания чистоты и Истины, от глубины
нашей веры зависит получим ли мы сердечное утешение и Благодатную Помощь или
отойдём скорбны и неутешены.
С Богом нельзя хитрить, Его невозможно обмануть, с Ним
бесполезно пытаться вступать в отношения "Ты - мне, я - Тебе".
"Блаженны чистые сердцем, ибо они увидят Бога",
- учит нас Евангелие. (Матф. 5.8.)
Только чистое сердце слушает Бог и наполняет его Своею
Благодатью.
Мы имеем достаточно сил для того, чтобы захотеть очистить
своё сердце, чтобы заставить себя без лукавства обращаться к Тому, Кто ради
искупления нас от вечной смерти добровольно отдал Себя на растерзание
обезумевшей толпе. Кто претерпел мучительные унижения и страшную смерть ради
дарования нам Вечной Жизни.
И потому, наш долг - понуждать себя на творение добрых
дел, понуждать себя на подвиг молитвы, очищать своё сердце от оскверняющих его
страстей, прибегая к помощи и Покрову Матери-Церкви, укрепляя наши души всеми
благодатными средствами, которые в изообилии мы найдём в храме.
Для того, чтобы храм стал вашим вторым и главным Домом,
для того чтобы чувствовать себя в нём "своим", чтобы пользоваться во
всей полноте Благодатными Дарами Святого Духа, нужно идти в храм и быть в
нём, нужно учить свою душу общению с Богом, и тогда Он Сам, как Отец и
Учитель, видя ваше старание, научит вас, держа Его за руку, идти по Пути
Спасения.